РусскийБеларускi

 

Государственное учреждение дополнительного образования

"Туристско-краеведческий центр Червенского района"

 

 

статистика посещений

Яндекс.Метрика

 

админ сайта

 

 


МЕТОДИЧЕСКМЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ МУЗЕЕВ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ

 1. МУЗЕИ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ

 Важное место в воспитании учащихся, обеспечение сохранности ценных истории, культуры и природы, а также в расширении знаний о значительных событиях прошлого и современности среди детей и молодежи принадлежит музеям учреждений образования.

Музей учреждения образования является тематической систематизированной коллекцией оригинальных памятников национальной истории, культуры и природы. Работа музея тесно связана с учебно-воспитательным процессом учреждений образования.

            Главными целями их создания музея в учреждениях образования является воспитание национальной гордости у подрастающего поколения, приобщение их к национальной и мировой культуре, повышение эффективности учебно-воспитательного процесса.

Основой успешной работы музея является правильный учёт и хранение экспонатов.

 2. ВЫБОР ПРОФИЛЯ МУЗЕЯ.

   Профиль музея – категория классификации музеев, которая определяет связь музейной деятельности с профильной дисциплиной, а именно с конкретной отраслью науки, техники, производства, культуры, видом искусства. Определение профиля музея является первоочередным моментом при образовании музея. Это связано с тем, что большая заинтересованность в образовании музея может привести к сбору разнообразных предметов, которые не связаны между собой одной темой. В результате образуется бессистемный сбор различных предметов, а не музей. Определяя профиль музея, необходимо исходить из реальных возможностей образования музея, комплектования его фондами подлинных экспонатов, возможности пополнять его и использовать его экспонатов в учебно-воспитательных целях.

Профиль музея обусловлен принадлежностью музея к той или иной профильной научной дисциплине.

Так, к историческим музеям относятся все типы музеев этой группы (общеисторические, военно-исторические, археологические, этнографические, истории религии, исторические монографические (истории одного события), современные культуры, и другие).

К комплексным – музеи, в деятельности которых объединены различные профильные ответвления: краеведческие, архитектуры и этнографии, историко-художественные, историко-культурные заповедники, другие.

К природоведческим – природоведческие широкого профиля, географические, биологические, зоологические, ботанические, геологические, минералогические, антропологические, другие).

К искусствоведческим – музеи изобразительных искусств, декоративно- прикладного искусства, народного искусства, дворцового и паркового искусства, художественные монографические, другие.

К литературным – истории литературы, истории книги, литературные монографические, другие.

К отраслевым – музеи, которые посвящены отдельным отраслям деятельности, сельскохозяйственные, медицинские, спорту, железной дороги, транспорта, театра и музыки, другие.

Расширение тематики музея, а иногда и смена его профиля возможна только при условии целенаправленности работы в этом направлении.

 АКТИВ МУЗЕЯ

      Степень участия учеников в создании музея может быть различна. Основную часть труда осуществляет актив. К работе музея обязательно нужно приобщать учеников, которые не входят в состав актива. Педагогическое руководство работой актива музея осуществляет учитель или другое лицо школы, который утвержден приказом директора школы. Важный момент в формировании актива является образование совета будущего музея. Совет координирует деятельность учеников по организации будущего музея, а потом руководит всей его работой: решает вопросы комплектации фондов, рассматривает и утверждает перспективные и календарные планы работы, тематико-экспозиционные планы, ведет подготовку экскурсоводов, лекторов и т.д.

 РАБОТА СОВЕТА МУЗЕЯ

   Cовет музея не должен быть большим,  т.к. он может стать трудно руководимым, неоперативным. В каждом учебно-воспитательном учреждении этот вопрос решается индивидуально. Количество членов совета  зависит от количества направлений деятельности. В результате создаются группы, которые имеют свои обязанности.

Группа поисковой работы занимается комплектованием фондов, разработкой маршрутов путешествий и  экспедиций, подготовкой специальных документов, организацией специальных  занятий по изучению методик выявлению и сбору памятников истории, культуры, природы, их описанию, учету и сохранению в полевых условиях, записи воспоминаний, рассказов и т. д.

Фондовая группа ведет учетную документацию, организует сохранность экспонатов истории, культуры, природы; контроль за режимом сохранности экспонатов, проводит реставрационные работы, изготовление макетов и муляжей, постановкой настоящих экспонатов истории и культуры на государственный учет, передачу особенно ценных экспонатов в государственные музеи, архивы и другие научные и культурно-просветительские организации.

Группа экскурсоводов разрабатывает и проводит обзорные и тематические экскурсии, учебные экскурсии по предметам школьной программы

Группа массовой и пропагандистской работы организует массовые мероприятия на базе музея, лекции, конкурсы рисунков, летописей, содействует использованию музейных материалов в учебно-воспитательном процессе; организует участие в  республиканских экспедициях, акциях.

Группа переписки налаживает и поддерживает переписку с различными учреждениями и людьми, с других музеев учебно-воспитательных учреждений и государственными музеями.

Группа экспозиций и выставок ведет разработку тематико-экспозиционного плана, занимается отбором экспонатов, подготовкой этикеток, монтажом экспозиции для школьного музея и выставки (по возможности и на усмотрение руководителя музея).

Количество групп определяется направлением деятельности. Могут быть также образованы и другие, например, библиотечная группа,  использование технических средств и др.

 ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ ПРИ ОТКРЫТИИ МУЗЕЯ

   Решение об открытии музея принимает педсовет учебно-воспитательной организации. Согласно «Положения о музее учебно-воспитательного учреждения», утвержденного приказом Министерства образования Республики Беларусь от 4 декабря 2002 г. № 52, учебно-воспитательные организации могут открыть музей после заключения местных органов  образования и культуры о наличии условий для обеспечения деятельности музея. После положительного заключения, учебно-воспитательное учреждение утверждает открытие музея приказом.

Открытие музея оформляется приказом директора учебно-воспитательного учреждения. Приказ торжественно зачитывается на открытии музея, и хранится, как архивный документ.

Помимо приказа для открытия музея учреждения образования необходимо четко определить основные цели музея и профиль музея, а также назначить руководителя музея. Основатель музея обязан обеспечить музей помещением, которое отвечает профилю музея и требованиям для сохранения музейных предметов и музейных коллекций. А также оборудованием, финансами, техническими и иными средствами, необходимыми для осуществления  музейной деятельности.

Музей учреждения образования должен быть зарегистрирован местными органами культуры, для этого учреждение образования, в котором находится музей, подаёт письмо о рассмотрении вопроса о регистрации данного музея в отдел культуры (города, района) с указанием номера приказа об открытии, профиля и количества экспонатов основного фонда музея.

Ответственность за сохранность экспонатов, организацию учета и сохранность материалов музея несет директор учебно-воспитательного учреждения и руководитель музея. В случае ликвидации или реорганизации музея создается ликвидационная комиссия, в которую входят сотрудники государственного музея и отдела образования, составляется акт о передаче наиболее ценных экспонатов в фонды государственного музея.

 ПОРЯДОК ПРИСВОЕНИЯ МУЗЕЯМ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ ЗВАНИЯ «НАРОДНЫЙ МУЗЕЙ» 

  Согласно «Палажэння аб парадку прысваення музеям статусу «народны», перыядычнага пацвярджэння і пазбаўлення іх гэтага статусу» от 10. 06. 2006 г. № 733 лучшие музеи учреждений образования могут претендовать на присвоение звания "Народный музей".

Статус «народный» присваивается музеям, входящим в состав юридического лица, в качестве структурных подразделений и отвечают следующим требованиям:

-  Осуществление своей деятельности не менее 10 лет;

- Наличие не менее 600 музейных предметов;

- Наличие всей учетной документации на все музейные предметы (инвентарная книга, заверенная государственным музеем, акты приема и выдачи музейных вещей, описи музейных предметов, которые взяты на учет государственным музеем, научные паспорта на наиболее выдающиеся движимые историко-культурные ценности из состава фондовой коллекции вместе с их фотоснимками);

- Наличие отдельного помещения под постоянную экспозицию и для размещения фондов;

- Наличие постоянной музейной экспозиции созданной на основе собственных музейных коллекций;

- Обслуживание не менее 3 тысяч посетителей за последние три года;

Для рассмотрения данного вопроса юридическое лицо, в состав которого входит музей, подаёт документы в управление культуры ходатайство с приложенной справкой о деятельности музея, которая подтверждает выполнение вышеизложенных требований. Управление культуры может потребовать предоставление иных документов, подтверждающихвысокий организационный и научный уровень работы музея.

Решение о присвоении музею звания «Народный» принимается коллегией Министерства культуры, после подтверждения выполненных требований управлением культуры.

 ФОНДОВАЯ РАБОТА

   Все подлинные памятники истории, культуры и природы, хранящиеся в фондах музеев, являются общенародной собственностью, входят в состав Музейного фонда Беларуси и подлежат государственному учету. Учёт музейных фондов является составной частью работы каждого музея учреждения образования.

Главной задачей руководителя музея. являетсяпполнение музейных коллекций и учёт фондов музея (комплектование)

Руководитель музея (хранитель фондов) несет непосредственную ответственность за полную сохранность фондов в экспозиции и фондохранилище.

В этих целях руководитель музея обязан обеспечить:

        -Правильное ведение, хранение всех учетно-хранительских документов;

        -Хранение фондов в условиях, гарантирующих их сохранность;

      -Прием фондов на ответственное хранение по соответствующим актам с перечислением всех принимаемых материалов и указанием состояния их сохранности на момент приема;

Руководитель музея (хранитель фондов), допустивший утрату, хищение или повреждение предметов основного фонда музея, а также нарушение режима их хранения, несет ответственность в порядке, установленном действующим зако­нодательством.

Передача фондов музея на материально-ответственное хранение осуществляется комиссией из трёх человек (сторонних), назначенных приказом Директора СШ (или от старого к новому руководителю),и оформляется соответствующим актом.

 АКТ ПЕРЕДАЧИ НА МАТЕРИАЛНО – ОТВЕТСТВЕННОЕ ХРАНЕНИЕ:

Сдал – принял: члены комиссии, присутствующие

Утверждает директор СШ

Перечисляется весь фонд предметов

Название

дата

страна происхождения

сохранность

1

монета

1875

Российская империя

Реверс стёрт

 Директор школы, в которой создан и работает музей, несет ответственность за организацию сохранности фондов музея. В тех случаях, когда в музей поступают предметы истории, культуры и природы, имеющие большую историческую ценность и государственное значение, а также предметы, сохранность которых не может быть обеспечена школьным музеем, музей должен передать их в государственный музей, который фиксирует их как дар школы и предоставляет взамен подлинников копии и муляжи.

В случае прекращения деятельности школьного музея, вопрос о передаче его фондов, как в государственные, так и в другие музеи учреждений образования решается органами образования и органами культуры и оформляется соответствующим приказом. В других случаях музей консервируется и опечатывается (руководитель музея или представитель учебно-воспитательного учреждения совместно с представителями органов образования и культуры составляют акт наличия экспонатов).

 Весь собранный материал составляет фонд школьного музея, который состоит из основного музейного фонда и науч­но-вспомогательного.

 Основной фонд — это подлинные предметы, представля­ющие собой первоисточники сведений о природе и истории общества. Эти материалы и составляют основу музея.

К основному фонду относятся:

а) в музеях исторического и краеведческого профиля:

  • археологические материалы;
  • этнографические предметы;
  • нумизматические предметы;
  • образцы труда и продукции;
  • научные и бытовые приборы и инструменты;
  • оружие, обмундирование;
  • предметы быта и одежда;
  • произведения изобразительного и декоративно-приклад­ного искусства, имеющие документальное, мемориальное или художественное значение;
  • фотографические материалы, имеющие документальное, мемориальное и художественное значение;
  • книги рукописные, старопечатные;
  • рукописные и печатные документы;
  • документальные и художественные киноматериалы;
  • мемориальные предметы государственных и обществен­ных деятелей, выдающихся представителей науки и культу­ры, частных лиц.

б)  в музеях (отделах) естественнонаучного профиля:

  • образцы природы, обработанные и законсервированные для длительного хранения;
  • объекты живой и неживой природы;
  • подлинные изобразительные материалы, характеризую­щие природные условия (картографические, фотографичес­кие и произведения изобразительного искусства);
  • биогруппы и ландшафтные диорамы, с научной точнос­тью воспроизводящие естественную обстановку изученных музеем природных участков и основанные на подлинных на­учно-обработанных материалах.

в)  в музеях (отделах) литературного, театрального, музы­кального профилей:

  • произведения художественной литературы, драматургии и публицистики (рукописи, печатные издания с правкой или автографом автора);
  • документы, фотографии, произведения изобразительно­го искусства;
  • эскизы и макеты декораций, театральных костюмов;
  • иллюстрации к литературным произведениям;
  • мемориальные предметы быта;
  • музыкальные инструменты;
  • фонозаписи и кинофильмы.

г)  в музеях художественного профиля:

  • произведения всех видов изобразительного искусства, декоративно-прикладного и монументального в соответствии с узким профилем каждого конкретного музея;

д) в музеях мемориального профиля:

  • мемориальные предметы, принадлежащие частному лицу или его ближайшему окружению (вещевые, изобрази­тельные, письменные памятники, кино-, фотодокументы), или связанные с памятным событием;
  • произведения литературы и искусства, посвященные ча­стному лицу или событию.

В музеях учреждений образования всех профилей, хранение предметов, выполненных из драгоценных металлов и драгоценных камней или их содержащих (в т. ч. орденов и медалей, а также предметов древнерусского искус­ства), запрещается. Такие предметы передаются в фонды го­сударственных музеев, имеющие лицензию на хранение этих предметов, и хранятся в специально отведенных для этого помещениях или в несгораемых шкафах и сейфах. Запрещено брать на хранение следующие ордена и медали, в состав которых входят драгоценные металлы:

-   «Золотая Звезда» (знак отличия Героя Советского Союза);

-   «Серп и Молот» (знак отличия Героя Социалистическо­го Труда);

-   «За отвагу»;

-   медаль Ушакова;

-  «За боевые заслуги»;

-   «За отличие в охране государственной границы СССР»;

-   «За отличную службу по охране общественного порядка»;

-   медаль Нахимова;

-   юбилейная медаль «XX лет РККА»;

-   «За трудовую доблесть»;

-   «За трудовое отличие»;

-   «За отвагу на пожаре»;

-   «За спасение утопающих»;

-   «Партизану Отечественной войны» I степени;

-   «Ветеран труда»;

-  «Медаль материнства» I степени.

Хранение холодного и огнестрельного оружия, не пригод­ного к использованию, осуществляется только с разрешения органов МВД города (района). Полное заключение о непригодности к использованию оружия даётся военкоматом города (района).

  Научно-вспомогательный фонд

К научно-вспомагательному фонду относятся:

  • Различные воспроизведения (фотокопии, слепки, муля­жи, макеты), копии, реконструкции, карты, диаграммы, схемы, планы, а также другие материалы, изготовленные или приоб­ретенные музеем в процессе комплектования фондов, изучения или экспонирования музейных предметов;
  • Образцы скоропортящихся сельскохозяйственных куль­тур и других натуральных материалов, подверженных порче и требующих частой замены.

В научно-вспомогательный фонд переводятся все экспонаты хранящееся неправильно (наклеенные на ДВП фото, прикреплённые гвоздями, булавками предметы) как негодные.

 К научно-вспомогательному фонду также рекомендуется отно­сить подлинные предметы, требующие обширной рестав­рации, которую проводят высококвалифицированные специалисты. После проведения реставрации предмет может быть  переведен в основной фонд.

 УЧЁТ МУЗЕЙНОГО ФОНДА

 Учет музейного фонда в музее учреждений образования должен преследовать две цели:

 -Обеспечение сохранности самого предмета,

 -Научную его охрану, т.е. обеспечение сохранности сведений.

 Учёт музейных предметов предполагает две степени:

-    Первоочередная регистрация музейных предметов;

-    Научная инвентаризация музейных предметов.

 Основными документами учета и сохранности предметов музея учреждений образования являются:

 Акты приёма музейных предметов на постоянное/временное хранение;

Книга регистрации актов приёма;

Главная инвентарная книга (КП);

Книга научно-вспомагательных материалов (НВ);

Журнал учёта фондовых книг;

 В случае поступления нового предмета в фонд музея учреждения образования: составляется акт приёма данного предмета на постоянное (временное) хранение – тем самым происходит первичный учёт предмета музейного значения, предмет принимает фондовая комиссия, в полномочиях которой сумма, оценка, решение. № этого предмета.

В актах указывается сведения о лице передающем предмет, дарственная о передаче на постоянное/временное хранение, подпись расшифрованная.

Все акты приёма должны быть зарегистрированы в Книге регистрации актов приёма, которая содержит следующие пункты: №, название, определение, страна, размер, примечание, количество, сохранность, № по КП/НВ. Ежегодно книги брошюрируются и заверяются печатью учреждения образования..

 Материалы основного фонда  заносятся в КНИГУ ПОСТУПЛЕНИЙ  (Главную инвентарную книгу).Запись в инвентарную книгу должна производится одновременно с поступлением предмета в музей. Инвентарная книга с пронумерованными листами должна быть прошнурована и скреплена печатью отдела образования (директора школы).

Запрещается из инвентарной книги вырывать листы. Исправления в инвентарной книге допускаются в крайнем случае, и делаются красными чернилами.

Предметы научно-вспомогательного фонда фиксируются в книге научно-вспомогательного фонда (НВ). Книги должны быть прошнурованы, пронумерованы, заверены печатью учреждения образования, подписью руководителя музея,  директора учреждения.

Одновременно с занесением музейных предметов в книгу поступлений, научно-вспомогательных материалов в книгу НВ, на них проставляются учётные обозначения (идентификационные номера), аббревиатура музея, номер по КП, НВ, номер по инвентарной книге (исходя из коллекции). Идентификационные номера наносятся на ту часть предмета, которая не  будет видна при его экспонировании. В случае невозможности проставить учётные обозначения непосредственно на музейном предмете их проставляют на его оформлении в виде этикетки или ярлыка.

 Книга поступлений и книга научно-вспомогательного фонда должны быть зарегистрированы в журнале учёта фондовых книг,который должен быть прошнурован, пронумерован, заверены печатью учреждения образования, подписью руководителя музея,  директора учреждения.

 

Дата

начала

название

примечание

Дата окончания

1

08.07.1967

КП школьн. музея

Исправление стр. …, в связи с чем

10.11.2007

 

 

 

 

 

 Вторая степень учёта в музее учреждения образования: запись поступивших предметов в инвентарные книги по коллекциям (археология, этнография, бонистика и т. д.).

 ПОРЯДОК НАНЕСЕНИЯ НОМЕРОВ НА ПРЕДМЕТЫ

 Одновременно с занесением музейных предметов в инвен­тарную книгу на них проставляются номера и сокращенное наименование музея.

Обозначение, как правило, проставляется на самом пред­мете, при этом принимаются меры к тому, чтобы не испортить внешний вид предмета.

На графических материалах (рисунках, фотографиях, до­кументах, плакатах) номер ставится на оборотной стороне в левом нижнем углу простым мягким карандашом. Если доку­мент написан на обеих сторонах, номер проставляется на по­лях.

На оборотной стороне фотографий кроме инвентарного но­мера помещают описание сюжета.

Для тканей номер пишется на кусочке холста, который пришивается к предмету.

На посуде номер проставляется тушью с наружной сторо­ны дна.

На книжках и брошюрах номер ставится в трех местах: а) в левом нижнем углу 4-й страницы обложки, 2) в левом нижнем углу 17-й страницы, 3) в левом нижнем углу послед­ней страницы.                                

Инвентарные номера на монетах и медалях ставятся на упаковке, в которой они хранятся.

Для предметов маленьких размеров номер пишется на картонной бирке, которая тонким шнурком прикрепляется к пред­мету.

Для предметов, которые могут храниться только в сосудах (жидкости, образцы семян или почв), инвентарные номера ставятся с наружной стороны дна сосуда.

 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ХРАНЕНИЯ ПОДЛИННЫХ МАТЕРИАЛОВ В ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЯХ

 Организация хранения фондов музея имеет целью обеспе­чить их сохранность (как в фондохранилище, так и на экспо­зиции) от возможных повреждений, разрушений, хищений и порчи, а также создания условий для использования коллек­ций в работе музея.

Помещение музея должно быть изолировано и снабжено противопожарным инвентарем и оборудованием.

Для предупреждения хищений помещение музея в нера­бочее время запирается, пломбируется или опечатывается. Окна музея на первом этаже снабжаются железными решет­ками.

Для защиты предметов от действия естественного света все окна должны быть снабжены шторами (особенно для пре­дохранения предметов от прямого попадания солнечных лу­чей).

Для правильной организации хранения фондов большое значение имеет оборудование фондохранилища. Наиболее доступным видом оборудования являются стеллажи или пол­ки, на которых можно хранить крупногабаритные предметы, не боящиеся света (керамика, стекло, металл).

Правила хранения предметов в фондохранилищах разных групп различных. Рукописные и печатные материалы хранят­ся в папках неподшитыми и не более 100 листов в каждой, желательно в порядке учетных номеров. Документы с нестой­кой краской должны быть проложены листами чистой бума­ги. Фотографии, если они составляют единый тематический комплекс с документами, хранятся вместе с ними, но вклады­ваются в отдельные конверты. Остальные фотографии нужно помещать в конверты и хранить в вертикальном положении. Негативы заворачиваются в мягкую бумагу, вкладываются в черные конверты и хранятся в вертикальном положении. Ри­сунки, гравюры, литографии, акварели и другие художествен-

ные произведения на бумажной основе хранятся в папках и прокладываются мягкой белой бумагой.

Хранение предметов основного фонда экспозиции

 Витрины и стенды с экспонатами в экспозиционных залах нельзя располагать вблизи отопительных систем (в этих случа­ях должны быть оградительные щиты). Для предохранения экспонатов от воздействия света (выгорания и нагревания) эк­спозицию размещают в местах, не освещаемых прямыми луча­ми солнца. Окна необходимо закрывать плотными шторами. Для особо чувствительных к свету экспонатов (документов, фотоматериалов, тканей, графики, акварели, зоологических и ботанических коллекций и др.) применяются шторы и за­навески из плотного материала на витринах и стендах.

При оформлении и монтаже экспонатов запрещается при­менение клея для крепления подлинных документов, фото­графий, произведений живописи и др.

Запрещается крепление предметов гвоздями, булавками, кнопками. Помимо механических повреждений (разрыва тка­ни, бумаги, трещины на дереве) они приводят к появлению ржавчины.

Одежду в экспозиции и хранилище желательно подвеши­вать на специально подогнанных плечиках, концы которых обматываются ватой и обшиваются холстом.

Хранение музейных экспонатов требует определенного температурно-влажного режима. Помещения должны быть сухими и хорошо вентилируемыми. Температура воздуха дол­жна быть +10 — +25 градусов, относительная влажность воз­духа не должна превышать 50-60 %. Регулировать ее можно путем проветривания помещений и искусственного увлажне­ния с помощью ванночек с водой.

Основной профилактической мерой от воздействия на музейные предметы вредителей (грызунов, моли, жучков-то­чильщиков) является систематическое проветривание матери­алов и удаление с них пыли, способствующей размножению вредителей. При необходимости дезинфекции помещений музея следует обращаться в районные центры гигиены и эпи­демиологии (отделение профилактической дезинфекции).

Во всех случаях реставрации или профилактической кон­сервации предметов основного фонда следует обращаться к специалистам-реставраторам.

 

 

 

 


             

 

ГУДО "Туристско-краеведческий центр Червенского района"

Адрес: г.Червень, пл. Свободы, д.1

Телефон: 8-01714-22345

 

Школа это место, где шлифуют булыжники и губят алмазы.(Роберт Ингерсолл)